Анализ работы за 2014-2015 учебный год

Анализ работы школы за 2014-2015 учебный год

Работа МБОУ «Аитковская СОШ» осуществлялась в соответствии с поставленными на 2014/2015 учебный год задачами: создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным заказом; создание  необходимых условий для  реализации основной образовательной программы начального общего образования; совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов; сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование стремления к здоровому образу жизни; совершенствование условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

Анализ учебного процесса

В школе 10 классов-комплектов. Все классы занимались в одну смену. Учебный план школы предусматривал выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

Учебный план позволяет реализовать цели образования на современном этапе, отвечает запросам общества и родителей обучающихся и направлен в первую очередь на выполнение государственных образовательных стандартов.

При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Компонент образовательного учреждения распределен на изучение предметов базисного учебного плана и на занятия с целью углубления знаний по предметам.

Учебный план МБОУ «Аитковская СОШ» на 2013-2014 учебный год разработан на основе Федерального базисного учебного плана 2004 года, утвержденного приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. и Устава МБОУ «Аитковская средняя общеобразовательная школа» Утвержденного распоряжением Главы муниципального образования № 2272-р от 14.11.2008 года, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10); приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план…»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» ; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. №  1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «; федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785); приказ № 74 от 1.02.2012 Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»; образовательной программой школы.

Учебный план 2–10 классов рассчитан на 6 дней в неделю, в первом классе предусмотрена пятидневная учебная неделя.

Продолжительность урока для 1 класса – 1-2 четверть -35 минут; 2–11 классов и 1 класс 3 — 4 четверть – 45 минут.

1 класс

Обучение в первом классе организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти.

Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, используется «ступенчатый» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры). Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

В 2014 — 2015 учебном году в 1-4 классах учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования.

Нормативными правовыми документами реализации ФГОС являются:

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

 

1 ступень

Учебный план начального общего образования рассчитан на четырехлетний срок обучения. Часы компонента образовательного учреждения распределены следующим образом: «Родной язык» 1 час во 2 классе; «Родная литература» 1 час в 3 классе для углубленного изучения родного татарского языка и родной литературы; 1 час в 4 классе отведен на изучение ОРКСЭ («Основ светской этики»).

Для плавного перехода с татарского языка обучения на русский язык обучения, с целью облегчения адаптационного периода учащихся на второй ступени в 4 классе преподавание ведётся на русском языке. В 2-4 классах выделено по 2 часа на учебный предмет «Русский язык».

2 ступень

Часы компонента образовательного учреждения учебного плана второй ступени распределены следующим образом:

— отведены на преподавание «Родного языка и литературы»;

— по 1 часу выделено на преподавание учебного предмета «Родной(татарский) язык» в 8, 9 классах для углубленного изучения родного татарского языка;

— в 9 классе отведен 1 час на предмет «Технология» для организации предпрофильной подготовки обучающихся;

— отведено по 2 часа в 5,6 классах и по 1 часу в 7-9 классах на предмет «Русский язык» с целью формирования и развития у учащихся коммуникативной компетенции.

3 ступень

Среднее (полное) общее образование – третья и завершающая ступень образования. В МОУ «Аитковская СОШ», в связи с малой наполняемостью учащихся в классах 3 ступени, было принято решение выбрать универсальное обучение (непрофильное обучение).

Вариативная часть в 10 — 11 классах распределена следующим образом:

  • — по 3 часа выделено на изучение предмета «Родная литература»(татарская);
  • — по 1 часу дополнительно отведен на учебный предмет «История России» для углубленного изучения истории страны;
  • — по 1 часу отведено на изучение предметов «Биология», «МХК», «Технология», «Родной язык»
  • — по 1 часу дополнительно отведено на учебный предмет «Русский язык» с целью формирования и развития у учащихся коммуникативной компетенции;
  • — по 1 часу дополнительно отведено на изучение предмета «Информатика» с целью повышения ИКТ-компетентности учащихся;
  • — по 2 часа отведено на углубленное изучение предмета «Алгебра»;
  • — по 3 часа отведено на изучение предмета «Физика».

Согласно базисному учебному плану 2004 года, вариативная часть учебного плана, может быть использована для увеличения количества часов, отведённых на преподавание базовых учебных предметов. Дополнительные часы позволят получать дополнительную подготовку к единому государственному экзамену по данным учебным предметам.

Учебная нагрузка в 1-11 классах не превышает предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки предусмотренной базисным учебным планом 2004 года. Учебный план имеет полное кадровое и программно-методическое обеспечение.

При организации учебного процесса используются дистанционные формы обучения для

— профориентационной работы и профильного самоопределения в рамках предметов;

— организации индивидуальной и групповой, научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся;

— консультаций по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;

— индивидуальной работы с часто болеющими детьми.

В учебном плане школы соблюдены нормативы максимальной аудиторной нагрузки обучающихся. Учебный план за год выполнен, учебные программы пройдены.

Движение учащихся в течение учебного года незначительное и связано, главным образом, со сменой места жительства учащихся. Учебный год успешно окончили 85 человека из , что составляет %. Не успевает 2 человек из 1 класса.31 учащийся 2-11 классов получили грамоты за хорошую учебу, 3 учащихся(Асанов Адис, Липишкина Аделина и Субуханова Алсу) – за отличную учебу.

Успеваемость и качество за последние 3 года:

Показатели Учебный год
2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Количество учащихся 97 88 94 87
Качество 35% 37% 40% 40%
Успеваемость 99% 99% 99% 98%

Наблюдается стабильность успеваемости и повышение качества за последние 3 года

Контроль знаний и общеучебных умений, усвоение содержания образования – одна из приоритетных задач в деятельности школы.

На протяжении учебного года осуществляется мониторинг  и диагностика качества обучения и усвоения  программного материала по всем предметам учебного плана. Промежуточные результаты усвоения программного материала отслеживаются  на основе итогов, полученных по окончании  четвертей, полугодий и  по итогам года.

Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися образовательных стандартов обязательного минимума содержания образования

Качество знаний обучающихся в  2014-2015 учебном году

Количество обучающихся Качество обучения
2 класс 12 42%
3 класс 6 50%
4 класс 9 44%
5 класс 7 29%
6 класс 12 58%
7 класс 9 33%
8 класс 9 22%
9 класс 10 20%
11 класс 3 100%

 

Каждую четверть выявлялся средний показатель качества знаний по отдельным предметам по классу и школе в целом.

Качественные показатели по предметам за 2014-2015 учебный год:

Предмет Процент качества по предмету
Родной язык 60%
Родная литература 68%
Русский язык 60%
Математика 55%
Физика 60%
Английский язык 76%
Химия 50%
Обществознание 60%
История 52%
Литература 75%
ОБЖ 80%
МХК (Искусство) 88%
Информатика и ИКТ 94%
География 55%
Биология 75%
Природоведение 67%
Технология 98%
Физкультура 100%
ИЗО 94%
Музыка 100%

В рамках внутришкольного контроля с целью отслеживания уровня знаний, умений и навыков  у обучающихся, в течение года проводились административные контрольные работы в 2-11 классах. Проверялось правописание основных орфограмм и пунктограмм, выполнение грамматических заданий, умение решать уравнения и неравенства, упрощать выражения и работать с графиками функций. Выявлялись знания терминологии, умение осуществлять выбор верных суждений, давать развёрнутый ответ на проблему.

С целью определения уровня  сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся проводилась административные контрольные работы.  Анализ контрольных работ показал, что основная часть школьников освоила программный материал на хорошем уровне. Обучающиеся могут применять свои знания и умения в различных ситуациях. В основном они подтвердили свои годовые оценки. Низкие результаты наблюдаются по русскому языку в 5,7 и 8 классах.

Класс Предмет Всего обуч-ся Сдава-ли % Получили оценки % успева-емости Кол-во «4» и «5» % «4» и «5»
«5» «4» «3» «2»
2    Русский язык 8 8 100% 0 4 4 0 100% 4 50%
2    Математика 8 8 100% 0 4 4 0 100% 4 50%
3    Русский язык 9 9 100% 1 3 5 0 100% 4 44%
3    Математика 9 9 100% 0 4 5 0 100% 4 44%
5 Математика 12 12 100% 1 5 6 0 100% 6 50%
5 Русский язык 12 12 100% 2 4 5 1 83% 6 50%
6 Русский язык 9 9 100% 1 2 5 1 89% 3 33%
6 Математика 9 9 100% 0 3 6 0 100% 3 33%
7 Математика 8 8 100% 0 3 5 0 100% 3 38%
7 Русский язык 8 8 100% 0 3 4 1 88% 3 38%
8 Алгебра 10 10 100% 0 2 8 0 100% 2 20%
8 Русский язык 10 10 100% 0 5 2 3 70% 5 50%
11 Математика 3 3 100% 0 3 0 0 100% 3 100%
11 Русский язык 3 3 100% 0 2 1 0 100% 2 66%

Результаты МО

Учащиеся 4 класса выполняли мониторинговый тест по математике и русскому языку. Результаты по итогам выполнения: средний балл по математике – 48,8; средний балл по русскому языку – 43,8.

Средний балл по МО за последние 4 года    

Предмет 2012 2013 2014 2015
Русский язык 40,4 40,2 39,9 48,8
Математика 36 43,7 24,7 43,8

Наблюдается резкое повышение среднего балла как по русскому языку, так и по математике. По математике успеваемость 100%, качество – 60%, по русскому языку успеваемость – 100%, качество – 40%.

 

 

Результаты ГИА

До итоговой аттестации были допущены все обучающиеся 9 класса в количестве 9 человек. 9 выпускников сдавали ОГЭ по  русскому языку и математике. В ходе аттестации получены результаты:

Предмет Всего выпускников Сдавали ОГЭ % допущенных к ОГЭ Получили оценки % успева-емости Коли-чест-во «4» и «5» % «4»

и «5»

«5» «4» «3» «2»
1 Русский язык 10 9 100% 0 4 5 0 100% 4 44%
2 Математика 10 9 100% 0 2 7 0 100% 2 22%

Средний балл экзаменов по русскому языку и математике в 9 классе за последние 3 года:

Предмет 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
Русский язык 54 34,9 47,6
Математика 51,5 34,2 41

Анализ: Наблюдается повышение среднего бала как по математике, так и по русскому языку в сравнении с прошлым учебным годом..

До итоговой аттестации были допущены все обучающиеся 11 класса в количестве 3 человек. Выпускники сдавали 2 обязательных экзамена по русскому языку и математике в форме ЕГЭ, необходимые для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании. Для сдачи экзаменов по выбору выпускники определили обществознание, физику.

В ходе аттестации получены следующие результаты:

Предмет Всего выпускников Сдавало % сдававших % успеваемости Средний балл
1 Русский язык 3 3 100% 100% 62
2 Математика (профильный) 3 2 66% 100% 36
3 Математика (базовый) 3 1 33% 100% 12
4 Обществознание 3 5 88% 100% 54
5 География 3 1 33% 100% 73
6 История 3 2 66% 100% 56
7 Физика 3 1 33% 100% 57

      Средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике за последние 4 года:

Предмет 2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
Русский язык 51,4 58,3 62
Математика 38,5 45,6 36

Средний балл по предметам в сравнении с средним баллом по РФ, Пермскому краю, ЛГО.

Предметы                                         Средний балл по предметам                                       
РФ Пермский край ЛГО МБОУ «Аитковская СОШ»
Русский язык 65 71 69 62
Математика 51 53 40 36
Физика 51 55 60 57
Обществознание 55 59 54
География 53 70 64 73
История 47 54 50 56

Средний балл по географии и истории  выше среднего балла по РФ, Пермскому краю, ЛГО; по физике – выше среднего балла по РФ и Пермскому краю. По остальным предметам все результаты ниже РФ, Пермского края и ЛГО.

       Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в прошедшем учебном году были:

—      выполнение всеобуча;

—      состояние преподавания учебных предметов;

—      качество ЗУН учащихся;

—      качество ведения школьной документации;

—      выполнение учебных программ;

—      подготовка и проведение итоговой аттестации обучающихся.

В ходе рейда «Осень 2014» уточнены списки детей, фактически проживающих на территории, закреплённой за МБОУ «Аитковская СОШ», и подлежащих обучению в школе. Проверены списки детей по классам, алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, оформлен социальный паспорт школы, выявлены учащиеся льготной категории. Работа по осуществлению всеобуча ведётся на основе годового плана работы школы. К учебным занятиям приступили все обучающиеся школы. В 1 класс зачислено 13 человек, в 10 классе продолжили обучение 3 человека, что составляет 33% выпускников 9 класса. В течение нескольких лет нет отчисления обучающихся из школы. В школе имеется база данных будущих первоклассников, которые  посещали подготовительные занятия к школе в период с сентября 2013 по май  2014 года и  с 2 по 18 июня 2014 года занимались в Летнем школьном клубе.

Ведется учет пропусков по болезни и без уважительной причины. Пропуски уроков в сравнении:

Пропуски: 2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
Всего 4084 6514 5878 6213
По болезни 3631 6114 4835 5139
Без уважительной причины 79        53 165 768

Наблюдается снижение общего количества пропущенных уроков и пропущенных уроков по болезни, но количество пропущенных уроков по уважительной причине и без причины увеличено.

Со стороны администрации ведётся контроль за адаптационным периодом обучающихся 1, 5 классов.

В школе созданы необходимые условия для обучения и воспитания школьников.  Учебные занятия проводятся в 1 смену, в 1 классе 5-дневная учебная неделя, во 2-11 классах 6-дневная.  Все школьники получают горячее и качественное питание. В 2013-2014 учебном году работали кружки: «Занимательная математика», «Занимательный русский язык» , «Умники и умницы», «Подготовка к ГИА по математике», «Подготовка к ЕГЭ по математике», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию», «Подготовка к ГИА по русскому языку», «Умелые руки» для учащихся начальных классов, «Умелые руки»(5-8 классы для девушек), «Умелые руки»(5-8 классы для парней)

С целью контроля за выполнением гигиенических требований и условий обучения, недопустимости перегрузок обучающихся посещались учебные занятия, проводилось собеседование, анкетирование, проверялась документация. В ходе проведённого контроля  выявлено, что обучение детей проводится с соблюдением требований.

В течение первой учебной четверти проходило наблюдение за адаптационным периодом обучающихся 1, 5 классов. Учитель 1 класса строит свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации детей к школе, подчёркивает достоинства и успехи детей, учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Учит детей организовывать свою деятельность: планировать действия, менять условия работы. Соблюдаются гигиенические требования к условиям обучения. Дети любознательны, раскованы, не испытывают страха на уроке, свободно общаются, активно работают на уроке, выполняют указания учителя, проявляют интерес. В основном все дети охотно ходят в школу и привыкли к школьному режиму: у них положительные впечатления от школьной жизни, они справляются с учебной нагрузкой без особого напряжения.  57% первоклассников имеют высокий уровень адаптации, т.е.  предъявляемые требования к ним воспринимают адекватно, 29% — средний уровень адаптации, посещение школы не вызывает у них отрицательных переживаний, они понимают учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно, самостоятельно решают типовые задачи при условии контроля со стороны, 14% — низкий уровень адаптации. Настроение у ребят эмоционально уравновешенное, они легко и уверенно входят в коллектив, активно ищут и устанавливают контакты со сверстниками. Познавательная активность высокая, уроки посещают без принуждения, проявляют на них активность и интерес.

Классно-обобщающий контроль в 5 классе показал, что адаптация обучающихся к обучению на второй ступени прошла безболезненно, учителя изучили детей, а ребята в свою очередь привыкли к ним. Единство требований к обучающимся соблюдается, учителя дают определённый объём заданий, как на закрепление изученного материала, так и творческого характера, чередуется устная и письменная работа. Учащиеся обладают необходимой суммой знаний, умений и навыков для продолжения обучения на средней ступени образования. Основная часть класса имеет высокую работоспособность, они активны на уроках, эмоционально отзывчивы. Большинство ребят ответственно готовятся к урокам, всегда выполняют домашнее задание в полном объёме или частично. В классе можно работать в хорошем темпе, ожидать неплохих результатов. Они проявляют активность в ходе урока, желают поработать у доски, с картой.  Анкетирование показало, что всем детям нравится учиться в 5 классе, они с желанием ходят в школу. Многие дети ценят то, что они стали более самостоятельными, интереснее на уроках и веселее на переменах, так как учат разные учителя, появились новые предметы, разнообразные задания. Адаптационный период проходил в первые две недели сентября. На переменах ребята шумные, подвижные. Классный руководитель постоянно находилась с детьми, проводила организационные беседы, помогала детям в период адаптации.

С целью отслеживания уровня преподавания предметов, определения  уровня профессиональной подготовленности педагогов проводилось изучение состояния преподавания русского языка и литературы(учитель Липишкина И.Р.), математики (Абдульманова Г.Н.) и истории(Абзалимова Л.Н.).

На уроках истории уделяется серьезное внимание развитию у школьников навыков работы с текстом. Это знакомство и овладение приемами и способами подачи, преобразования и анализа текстовой информацией, постановка проблемных вопросов, составление развернутого плана-конспекта, умение правильно озаглавить текст, самостоятельно поставить вопросы к тексту. Учитель учитывает все методические аспекты при планировании и проведении уроков; использует в урочной и внеурочной деятельности инновационные  технологии, различные способы, формы и приёмы обучения, способствующие развитию познавательных интересов учащихся, их творческой активности.

Учитель математики работают в школе первый год.

На уроках русского языка время  было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. ТСО на уроках не использовались, однако наглядные пособия, изготовленные учителем, способствовали более осмысленному понимания проблем уроков. Задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап уроков оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп уроков средний.

 

 

В целях качественной подготовки к сдаче выпускных экзаменов учащимися администрацией школы была проведена следующая работа:

— сформирована нормативно-правовая база по ГИА;

-была проверена организация повторения учебного материала, индивидуальной работы со слабоуспевающими выпускниками, дополнительных занятий и консультаций;

— проведены диагностические контрольные работы в форме ОГЭ в 9 классе и в форме ЕГЭ в 11 класс. Подготовка к государственно (итоговой) аттестации за курс основного общего и среднего (полного) образования со стороны учителей проводится на достаточно хорошем уровне, созданы все условия для подготовки учащихся к ГИА. Анализ контрольных работ позволил выявить вопросы, над которыми учителям  следует работать.

С целью организации работы в школе по оказанию учащимся педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда в течение учебного года были проведены различные мероприятия. Элективные курсы проводились в дистанционном режиме в рамках 8-16 учебных часов. Ребята изучали основы исследовательской деятельности, готовили проекты и защищали их на итоговом занятии. Элективные курсы позволили ребятам узнать свои склонности, выявить определённые способности к разным видам профессий. Многие учащиеся могли убедиться в том, хотят ли они связать свою дальнейшую деятельность с точными или гуманитарными науками. Классным руководителем проводится планомерная работа по профессиональной ориентации 9-классников. Применяются различные методики по выявлению мотивации выбора элективного курса, диагностики познавательных интересов к профессиональной направленности. Проводится разъяснительная работа с  родителями обучающихся. Проведены тематические и информационные родительские собрания. Были организованы тематические экскурсии в учебные заведения г. Лысьвы.

С целью реализации ФГОС НОО разработан план основных мероприятий по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, план методической работы по обеспечению сопровождения введения ФГОС, план контроля за реализацией ФГОС. Руководители школы и все учителя начальных классов прошла курсовую подготовку по теме «ФГОС: содержание, особенности внедрения и условия реализации». В школе организована работа с педагогическим коллективом по изучению стандартов второго поколения.

С целью получения объективной информации о состоянии уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-3 классов проводились различные диагностики. В исследовании были использованы адаптированные методики, позволяющие определить уровень сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, предметных). Результаты проведенных диагностических процедур показывают, что у большинства обучающихся сформирована учебная мотивация, связанная с пониманием и принятием необходимости учебной деятельности; практически у всех  учащихся сформированы коммуникативные умения, что является необходимым фактором при классно-урочном обучении; познавательные умения так же сформированы у большинства учащихся, что свидетельствует о высокой заинтересованности учащихся к процессу познавания нового, а значит способствует качественному усвоению программного материала.

С целью отслеживания уровня сформированности предметных и метапредметных результатов у обучающихся 2-3 классов проводились итоговые проверочные работы. Обучающиеся выполняли проверочные работы по математике, русскому языку, а также комплексную работу, включающую задания по русскому языку, чтению, математике. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

В течение года проводилось наблюдение за организацией кружков внеурочной деятельности. В школе организованы кружки, которые реализуют различные направления внеурочной деятельности в 1-3 классах в рамках реализации  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: «Умники и умницы», «Умелые руки». Педагоги грамотно строят занятия, рационально распределяют время на этапы, соблюдают гигиенические требования. Происходит частая смена видов деятельности, проводятся подвижные и ролевые игры,  используется наглядность. Прослеживается связь с предыдущими занятиями, дети демонстрируют определённые умения и навыки.  Обучающиеся с большим желанием посещают кружки и у них хорошие отзывы. Спортивные секции были организованы по спортивным сертификатам.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач: обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Анализ методической работы

С учетом организации учебно-воспитательного процесса, а так же запросов современного общества, в 2013/2014 учебном году коллектив школы начал работу над методической темой «Урок в условиях реализации ФГОС начального общего образования и введения ФГОС основного общего образования». При планировании методической работы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решить проблемы и задачи, стоящие перед школой: продолжение  работы по внедрению в учебно-воспитательный процесс электронно-образовательных ресурсов, способствующих повышению качества обучения школьников; создание условий для занятий проектно-исследовательской деятельностью; внедрение новых форм непрерывного повышения  профессиональной компетентности педагогов; активизация работы по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.

Для  координации методической работы продолжил работу методический совет, в состав которого входят руководители методических объединений и проблемных групп и учителя.

Кадровый состав школы

 

Предмет Количество педагогов Категория
Высшая I II б/к
Математика 1 1
Биология и химия 1 1
Физика 1 1
География, история, МХК, обществознание 1 1
Иностранный язык
Физическая культура 1 1
Начальные классы 4 3 1
Русский язык и литература 2 1 1
Родной язык и литература 1 1
Информатика 1 1
Технология, ИЗО, ОБЖ 1 1
Итого: 15 0 4 5 6

 

                            Анализ педагогического состава по педагогическому стажу

 

Всего учителей От 2 до 5 лет От 6 до 15 лет От 16 до 20 лет Свыше 20 лет
15 К-во % К-во % К-во % К-во %
2 13% 0 0 6 40% 7 47%

 

В 2014-2015 году учителей, аттестующихся на 1 и 2 категорию, нет. В 2015-2016 учебном году собираются аттестоваться на 1 категорию – 4 человека, аттестацию на соответствие должны проходить – 7 человек.

 

Образовательный уровень педагогических и руководящих работников

 

Всего

учителей

ВП

образование

% СП

образование

% Учатся заочно в ПГГПУ %
15 8 53,3% 5 33,3% 2 13,3%

 

 

 

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются методические объединения и проблемные группы. В школе сформировано 2 методических объединения и созданы 3 проблемных групп по внедрению ФГОС ООО. Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы. На заседаниях ШМО обсуждались доклады по актуальным темам, анализировались уроки и мероприятия.

— МО учителей, работающих в 10-11 классах. – «Повышения профессиональной компетентности учителя через системно-деятельностный подход в обучении». Учителя данного методического объединения основной акцент в работе ставят на подготовку обучающихся к ЕГЭ, ГИА в новой форме и вытекающие из этого проблемы. Повышали свой профессиональный уровень все педагоги МО через посещение очных и дистанционных курсов, участие в конкурсах, проведение открытых уроков и мастер-классов.

— МО учителей начальных классов – «Формирование творческой индивидуальности личности младшего школьника через использование развивающих технологий и внедрение ФГОС». Основные задачи, поставленные в ШМО:

  • Изучать и повторять нормативную и методическую документацию, новинки психолого-педагогической литературы по стандартам второго поколения;
  • Осваивать и творчески использовать развивающую образовательную систему «Школа России»;
  • Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, накапливая опыт коллективных творческих дел;
  • Использовать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для раскрытия творческого потенциала учащихся;
  • Формировать у учащихся потребность в самоконтроле и самооценке;
  • Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
  • Непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетенции в профессиональной сфере. Для организации работы ШМО были выбраны следующие формы: круглый стол, круг общения, свободная дискуссия и др.

Проведены открытые уроки на школьном и кустовом уровне по данной теме.

На заседаниях методического совета школы, методических объединений  рассматривались формы проведения школьных мероприятий, подводились итоги их проведения, вопросы реализации федерального государственного образовательного стандарта, участие в конкурсах и олимпиадах.  На заседаниях ШМО учителя занимаются разработкой и проведением мероприятий по повышению уровня учебно-воспитательного процесса и качества знаний учащихся, организацией обмена опытом работы и внедрением передового опыта в практику работы учителей. После проведения контрольных срезов знаний учащихся учителя обсуждают их результаты, разрабатывают рекомендации и методические указания по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. План методической работы объединения составляются с учетом склонностей и интересов учителей, с учетом задач преподавания данного предмета, с учетом методической работы школы. Задачи работы методических объединений продиктованы анализом результатов за прошедший год.

Включение всего педагогического коллектива в управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга происходило через организацию работы учителей по единой методической теме «Урок в условиях реализации ФГОС начального общего образования и введения ФГОС основного общего образования». Все педагоги работают над индивидуальными методическими темами, позволяющими концентрировать внимание на наиболее актуальных проблемах преподавания учебных предметов, отдельных тем.

Важным направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации, необходимо так же стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокую квалификационную категорию.

В текущем учебном году аттестацию на первую квалификационную категорию прошёл один учитель (Мазитова Ф.Г). На конец учебного года имеют первую –4учителя (27%), вторую – 5 учителей (33%), не имеют квалификационной категории – 6 учителя (40%).  Не имеют квалификационную категорию учителя, которые работают в школе 1-2 года. 1 учитель не прошел аттестацию на 1 категорию из-за нехватки баллов в портфолио.

В текущем году педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, семинарах, проводили открытые уроки. На базе школы проходили семинары учителей начальных классов по типам уроков по ФГОС.

Давлетбаева Р.Д., учитель русского языка, победила на муниципальном конкурсе видеофрагментов уроков по теме «Проблемное обучение на уроках».

Совершенствование компьютерной грамотности —  неотъемлемая часть работы каждого учителя. Учителя делятся опытом работы, размещая методические разработки на школьном сайте, учительских порталах: «Proшколу.ru», «Социальная сеть работников образования» и др.

Работа с одаренными детьми по-прежнему является одним из приоритетных направлений работы школы. Коллектив школы способствует поиску, отбору и творческому развитию детей, проявляющих интерес и способности к изучению предмета.  В основном, это вовлечение их к участию в предметных неделях, конкурсах и олимпиадах. С целью создания оптимальных условий для  интеллектуального развития школьников, активизации познавательной   деятельности   учащихся были проведены предметные. Проведение мероприятий позволило как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Учителя-предметники во время предметных недель старались использовать разные методы и приёмы работы с целью выявления способных учащихся, а именно провели предметные олимпиады, интеллектуальные игры. Задания, как правило, требовали от учащихся нестандартного подхода к выполнению работ, проявления творческой индивидуальности. Мероприятия способствовали повышению интереса учащихся к изучению предмета, а так же расширению знаний.

В школе проводятся индивидуальные занятия по подготовке  к районным и областным олимпиадам. Результатом работы является победа Байсакиной Дианы на краевой олимпиаде по родному языку(учитель Мазитова А,Ф.). Учащиеся активно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах разных уровней.

Не на достаточном уровне организована в школе работа по вовлечению учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Тематика заседаний МО и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, желающих участвовать в инновационных процессах школы. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определенного интеллектуального уровня.

Но вместе с положительными моментами в методической работе школы есть проблемы, на которые в 2014 – 2015 учебном году необходимо обратить особое внимание. Не на должном уровне идёт работа по проектно-исследовательской деятельности в начальном и среднем звене, учителя не участвуют в экспериментальной работе, отсутствуют результаты олимпиад по предметам естественно-математического цикла.

Анализ воспитательной деятельности

На 2014 -2015 учебный год были поставлены следующие задачи:

  1. Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации ребенка в процессе творческой деятельности.
  2. Переживание ситуации успеха в различных сферах деятельности.
  3. Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сферы.
  4. Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
  5. Социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.

 

Педагогический коллектив использует следующие методы воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.

Педагоги школы уделяют значительное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и в классе. В школе создана сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. Их посещает 82 школьников, что составляет 99% от общего числа учащихся, в том числе:

1 – 4 классов – 100%

5 – 9 классов — 99%

11 классов –99%

В кружках по спортивному сертификату занято 79 учащихся, что составляет 78%.

В 6 кружках, организованных КДЦ “Шауба”, задействованы 40 учащихся. .

Учащиеся постоянно добиваются успехов на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, занимают призовые места.

Таким образом, школа, опираясь на окружающий социум, призвана создать для ребенка все условия для развития личности ребенка. И в первую очередь, — это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Основные направления:

    • Организация самоуправления;
    • Организация коллективной деятельности;
    • Традиции школьного коллектива;
    • Межличностные отношения;
    • Общечеловеческие ценности;
    • Гражданское становление;
    • ЗОЖ
    • Трудовое воспитание

Всего классных руководителей работающих в классах – 9, из них имеют первую квалификационную категорию – 3 учителя, вторую категорию – 6 учителей. Все классные руководители в своей работе используют различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические классные часы, экскурсии, коллективные творческие дела, индивидуальные беседы с детьми и родителями, родительские собрания, проектную деятельность.

Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, это способствует:

  • Повышению уровня общительности каждого в отдельности;
  • Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части школьного коллектива.

Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогают классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников.

Классные руководители, учитывая возрастные особенности детей, по разному строили свою воспитательную работу в классных коллективах.

К работе с коллективами классные руководители привлекают родителей для проведения совместных мероприятий, проводились родительские собрания по темам: «Трудности адаптации пятиклассников к школе», «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьников», «Положительные эмоции и их значение в жизни ребенка», «Мир профессий или какую дверь открыть?», «Трудный ребенок. Какой он?», «Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться», а так же каждый руководитель посещал семьи учащихся, индивидуально консультировал родителей по проблемным вопросам.

Традиционными праздниками школы на протяжении многих лет являются:

  • «Праздник первого звонка»
  • «Учитель перед именем твоим…», посвященный дню и году учителя
  • «Праздник осени»
  • Новогодний бал
  • Праздник к дню защитника Отечества
  • Праздник 8 марта
  • Митинг, посвященный 70-летию Победы, в котором участвовали все ученики школы.
  • Урок Памяти, посвященный Дню Победы
  • Последний звонок

Одной из важнейших задач работы школы является организация детского самоуправления. В школе работает школьное объединение “ЭСТАУ”, включающий в себя учащихся 1-11 классов. Объединение работало сплоченно, активно. Работу выполняют с удовольствием, проявляют творчество, но собственной инициативы проявляют мало. Тем не менее, за год ребятами проведена работа, заслуживающая внимания и поощрения. В каждом классе выбран актив класса, который организует дежурство по классу и школе, помогает классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий,   организации школьных праздников. Старшеклассники организуют подвижные перемены для младших школьников.

Важным звеном в воспитательной работе  школы  является система дополнительного образования. Всего на базе школы работали 11 кружков, в которых занимамались 83 учащихся . На базе школы организовы спортивные 4секции по школьному спортивному сертификату, где занималось 80 учащихся.

Кружки, организованные на базе школы:

п\п Название кружка Руководитель кружка
1 «Занимательная математика» Каметова Л.Н.
2 «Занимательный русский язык» Каметова Л.Н.
3 «Умники и умницы» Каметова Л.Н.
4 «Умники и умницы» Камзина И.Г.
5 «Умники и умницы» Рахметова Р.Х.
6 «Подготовка к ГИА по математике» Ахмарова Т.Р.
7 «Подготовка к ЕГЭ по математике» Ахмарова Т.Р.
8 «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» Давлетбаева Р.Д.
9 «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» Рахметов М.М.
10 «Подготовка к ГИА по русскому языку» Нуриахметова А.З.
11 «Умелые руки»(нач кл) Камзина И.Г.
12 «Умелые руки»(5-8 классы) Камзина И.Г.
13 «Умелые руки»(5-8 классы) Мазитов Р.М.

 

Работа с одаренными детьми

 

Учащиеся участвовали в различных очных и дистанционных конкурсах, олимпиадах, выставках и т.д. Для работы с одаренными и талантливыми детьми организована индивиуальня работа с учащимися. Проведена диагностика выявления одаренности детей, на основе ее составлен банк данных одаренных детей в школе. Всего таких учащихся выявлено 8 человек по разным направлениям (художественная самодеятельность, спорт, декоративно-прикладное искусство, участники предметных олимпиад, дети, имеющие склонности к исследовательской работе). Конкурс «Ученик года» проводился  с целью развития творческого потенциала личности учащихся, сплочения классных коллективов.  Он проводился в два этапа: на первом этапе был проведен отбор участников в классах.

Работа по формированию здорового образа жизни ведется по разным направлениям. Это и организация бесплатного горячего питания учащихся, охват которым составил 100% от общего количества учащихся. Регулярно проводятся профилактические работы по снижению заболеваемости детей ОРЗ, гриппом. Имеется стенд, пропагандирующий здоровый образ жизни. Каждый год отслеживается мониторинг физического развития учащихся.

 

Анализ работы с родителями

Основными формами работы с родителями в школе являются:

— родительские собрания (как классные, так и общешкольные);

— дни открытых дверей;

— индивидуальные беседы с родителями классных руководите­лей и администрации школы. В прошедшем учебном году были проведены три общешкольных родитель­ских собрания. Родительские собрания показа­ли хорошую работу классных руководителей с родителями учащихся.Очень важными и нужными являются собрания родителей уча­щихся 9-х классов, на которых школа ориентирует родителей на пути дальнейшего получения образования их детьми. Традиционно каждую четверть проводились дни открытых дверей. Эта форма работы с ро­дителями представляется нам наиболее удачной, во-первых, потому, что у родителей есть возможность поговорить персонально с каждым учителем-предметником о своих детях, и, во-вторых, подобные бесе­ды носят конфиденциальный характер, что не ущемляет достоинств ни детей, ни родителей. Также можно отнести к числу удачных форм работы с родите­лями индивидуальные беседы с классными руководителями и адми­нистрацией. Во время подобных бесед учителя и администрация име­ют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей проблемы. В школе постоянно ведется работа с родителями слабых учени­ков и учащихся, не справляющихся с программой. Эта работа также проводится в форме бесед с классными руководителями и админист­рацией.

Профилактическая работа.

Регулярно проводятся профилактические мероприятия по формированию негативного отношения учащихся к наркомании, табакокурению, алкоголизму: проведены анкетирования, где учащиеся высказали свое отношение к вредным привычкам. Классные руководители так же данную проблему не выпускают из вида, проводят классные часы, индивидуальные беседы с учащимися, встречи с медицинскими работниками.

Работа с учащимися девиантного поведения, учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, а так же в направлении профилактики правонарушений среди учащихся ведется социальным педагогом в содружестве с классными руководителями, администрацией школы, представителями ОДН.

В 2014-2015 уч. году поставлена цель: выявление причин отклоняющего поведения и предупреждение правонарушений.

Для решения данных задач проведены следующие исследования:

  1. Анализ семей учащихся
  2. Выявлен уровень агрессивности (высокая агрессивность составила – 2%) замечено, что дети с высоким уровнем агрессивности чаще всего это те, кто умеет отстаивать свою точку зрения, имеет жизненную позицию и только небольшой процент «агрессоров» составляют нарушители дисциплины.
  3. Уровень адаптации в 1 кл. с высокой адаптацией 67% уч-ся, с низкой 33% уч-ся; 5 кл – 86% адаптированы
  4. Изучено отношение к школе
  5. Проведены наблюдения за уч-ся в разных ситуациях: на уроках, на переменах, во внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях
  6. Изучены медицинские данные

Для решения некоторых проблем на следующий учебный год запланировать мероприятия для родителей с целью психолого-педагогического просвещения; полное вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность.

 

Задачи по ВР на 2015-2016 учебный год

1.Совершенствование воспитательной системы школы на основе работы по:

— активизации совместной работы классных руководителей и учителей-предметников по формированию  личностных качеств учащихся;

— сплочению классных коллективов через повышение мотивации учащихся к совместному участию в общешкольных, внеклассных мероприятиях, экскурсионной программах, проектной деятельности.

— повышению уровня общешкольных мероприятий и конкурсов, улучшению качества проводимых тематических классных часов,

— расширения форм взаимодействия с родителями;

— профилактике  девиантных форм поведения и вредных привычек;

— профилактика суицидального поведения.

  1. Совершенствование системы дополнительного образования на основе:

— обеспечения благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;

— повышение эффективности работы по развитию творческих способностей, интеллектуально-нравственных качеств учащихся;

— развитие самореализации, самообразования для дальнейшей профориентации учащихся.

 

 

 

 

Общие выводы и задачи на следующий учебный год

Общие выводы

  1. В основном поставленные задачи воспитательной работы на 2012/2013 учебный год были выполнены.

Воспитательный планы программы выполнен. Отмечается по­ложительная динамика в подготовке и проведении классных часов и мероприятий. Выполне­ние государственного стандарта по образованию (успеваемости) стабиль­но. Повысилась активность учащихся в проводимых в школе мероприятиях творческого характера. Уровень подготовки (качество зна­ний) выпускников основной школы по итогам экзаменационной сессии резко снизился по сравнению с прошлым учебным годом, как и уровень подго­товки (качество знаний) выпускников средней школы.

  1. Поставленные задачи методической службы в основном выполнены.

Консультации, беседы с классными руководителями, разработки и внедрение в прак­тику методических рекомендаций педагогических технологий оказывают помощь в работе.

Повысился профессиональный уровень классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Возросла творческая активность учителей.

Воспитатели и классные руководители владеют воспитательными методиками.

  1. Наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы имеются недостатки:

— все еще недостаточно эффективна работа с учащимися шко­лы, мотивированными на учебу;

— плохо ведется работа по обобщению и распространению пе­редового педагогического опыта;

— относительно низок уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся;

— нет четкости в системе поощрения работников школы.

Задачи на 2015-2016 учебный год

  1. Создание условий для повышения качества образовательной подготовки за счет:

— совершенствования механизмов повышения мотивации учащихся к учебной деятельности;

— формирования у учащихся ключевых компетенций в процессе овладения универсальными учебными действиями;

— совершенствования межпредметных связей между системой основного и дополнительного образования;

— развития внутришкольной системы оценки качества образования, сопоставления реальных достигаемых образовательных результатов с требованиями ФГОС, социальным и личностным ожиданиям потребителей образовательных услуг.

2.Совершенствование воспитательной системы школы на основе работы по:

— активизации совместной работы классных руководителей и учителей-предметников по формированию  личностных качеств учащихся;

— сплочению классных коллективов через повышение мотивации учащихся к совместному участию в общешкольных, внеклассных мероприятиях, экскурсионной программах, проектной деятельности.

— повышению уровня общешкольных мероприятий и конкурсов, улучшению качества проводимых тематических классных часов,

— расширения форм взаимодействия с родителями;

— профилактике  девиантных форм поведения и вредных привычек.

  1. Совершенствование системы дополнительного образования на основе:

— обеспечения благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;

— повышение эффективности работы по развитию творческих способностей, интеллектуально-нравственных качеств учащихся;

— развитие самореализации, самообразования для дальнейшей профориентации учащихся.

  1. Повышение профессиональной компетентности через:

— развитие внутришкольной системы  повышения квалификации учителей;

— совершенствование организационной, аналитической, прогнозирующей и творческой деятельности школьных методических объединений;

— развитие системы самообразования, презентацию портфолио результатов их деятельности.

  1. Совершенствование информационной образовательной среды школы за счет:

— эффективного использования в урочной и внеурочной деятельности  компьютерной техники;

— модернизации официального сайта школы в соответствии с  различными направлениями деятельности;

— организации постоянно действующих консультаций и семинаров по вопросам, связанным с использованием ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: